среда, 31 июля 2013 г.

Здесь можно услышать время. 230 лет назад построена Графская пристань в Севастополе


Графская пристань – парадный вход в Севастополь со стороны моря, памятник истории и архитектуры нашего города. Находится на западном берегу Южной бухты, на площади адмирала Нахимова.




Обычный деревянный шлюпочный причал появился здесь в 1783 г. одновременно с первыми городскими и портовыми постройками. В 1787 г. в связи с предстоящим приездом в Севастополь императрицы Екатерины II пристань назвали Екатерининской, как и первую улицу, которая тянулась от пристани и прежде именовалась просто Балаклавской дорогой (ныне это ул. Ленина). Однако моряки и горожане называли пристань Графской: сюда обычно приставала шлюпка, с которой сходил на берег граф М. И. Войнович, командовавший севастопольской эскадрой в 1785-1789 гг.
Белая колоннада Графской пристани украшает город с 1846 г. От площади Нахимова, расположенной в центре Севастополя, ее гранитные ступени сбегают к морю. Не случайно изображение Графской стало своеобразной эмблемой города-героя: с этим архитектурным памятником связана вся история Севастополя от основания до наших дней.
Уже в 30-е годы XIX в. возникла необходимость заменить деревянные ступени пристани каменными. М. П. Лазарев, находясь в должности главного командира Черноморского флота и портов, а также военного губернатора Николаева и Севастополя, составил предложения по улучшению Графской пристани. Предполагалось соорудить каменную террасу и колоннаду, которая оградила бы ступени, ведущие к морю, и украсила пристань. Проект был выполнен военным инженером Джоном Уптоном в 1837 г. и представлен Николаю I, который, утверждая проект, отверг лучшую часть ансамбля - колоннадную галерею. Преобразование пристани началось со строительства двух павильонов по сторонам лестницы. Однако М. П. Лазарев не оставлял надежды воплотить задуманный проект полностью, неоднократно обращаясь к царю за разрешением. Наконец в 1844 г. оно было получено, и через два года строительство пристани завершилось.
Как и было задумало Лазаревым, пристань стала парадным причалом военного порта. Четыре широких торжественных марша лестницы прямо от морской глади поднимаются к белой колоннаде. По краям лестница ограждена подпорными стенками. Два ряда изящных дорических колонн (по шесть в каждом ряду) поддерживают строгий классически оформленный фриз, над которым проходит карниз с невысоким парапетом. Его украшает более высокий парапет (аттик), на котором обозначена дата постройки - 1846 г. Графская пристань сложена из инкерманского камня.
В нишах колоннады, обращенных к морю, установлены две античные статуи работы итальянского скульптора Фернандо Пелличио. Два лежащих мраморных льва, исполненные этим же мастером, завершают ансамбль лестницы у спуска к морю.
С Графской пристанью связано немало знаменательных событий. В 1854—1855 гг. отсюда осуществлялось снабжение некоторых бастионов снаряжением, боеприпасами и продовольствием, поддерживалась связь защитников города с Северной стороной. 26 августа 1855 г. вражеская ракета подожгла одну из барж с порохом, стоявших у Графской. Огромной силы взрыв потряс воздух; на месте пристани остались руины. После окончания Крымской войны она была восстановлена.
В Гражданскую войну 14 ноября 1920 года Севастопольскую бухту покинули последние корабли Русской армии. В Исход отбыло более 14 тысяч наших соотечественников….
Разрушенная в годы Великой Отечественной войны, Графская пристань была отремонтирована в послевоенные годы. В 1968-1969 годах, по проекту архитектора В. М. Артюхова и инженера А. И. Михайленко, был выполнен ремонт лестницы, а в 1987-1988 годах отреставрирована колоннада.

Комментариев нет:

Отправить комментарий