Христианство не могло не
оказать глубокого воздействия на мировую литературу. В западных христианских
церквах главным праздником стало Рождество, в Православии – Пасха. И во многих
произведениях русской литературы мы встречаем события Священной истории,
церковные праздники.
Пасха дала русской литературе
образы, мотивы, сюжеты, эпизоды и она дала жанр пасхального рассказа. Первым в
этом жанре был А. С. Хомяков, который в 1844 году перевел на русский язык
«Рождественскую песнь в прозе» Чарльза Диккенса и издал анонимно под новым
характерным заглавием «Светлое Христово Воскресенье. Повесть для детей». Хомяков
перенес место действия в Россию, дал героям русские имена, заменил Рождество
Пасхой, что изменило смысл повести. Его герои радостно празднуют Пасху, красят
яйца, разговляются пасхальным куличом.
Жанр пасхального рассказа
уникален, он существует только в России. Пасхальные рассказы составляют целую
традицию в русской литературе. Такие русские писатели, как Н. Гоголь, М.
Салтыков-Щедрин, Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Лесков, А. Чехов, Л. Андреев,
А. Куприн, Ф. Сологуб, И. Шмелев, И. Бунин и многие другие в свои произведения
включали события, происходящие или связанные с пасхальной неделей.
У одних авторов, как например
– у Ф. Достоевского в романах «Униженные и оскорбленные», «Преступление и
наказание», «Подросток», «Идиот», «Братья Карамазовы» возникает символическое
значение праздника Пасхи. Светлое Воскресение не наступило – воскрешения героя
не произошло в «Господах Головлевых» М. Салтыкова-Щедрина. Действие романа Михаила
Булгакова «Мастер и Маргарита» происходит в течение Страстной недели и
завершается накануне Пасхальной ночи, когда Воланд со свитой и главными героями
покидают Москву: «Мессир! Суббота. Солнце
склоняется. Нам пора».
При явном равнодушии к
церковным праздникам пасхальный рассказ «После бала» написал Л. Толстой. Бал в этом рассказе
случился в последний день масленицы – в Прощеное воскресение, накануне Великого
Поста, который начинается Чистым понедельником. В романе Л. Толстого
«Воскресение» грех с Катюшей Масловой Нехлюдов совершил именно на Пасху –
праздник не остановил его и не просветлил его душу.
А вот и самые настоящие
пасхальные рассказы: М. Салтыков-Щедрин «Христова ночь», Д. Григорович «Светлое Христово Воскресение. Пасхальное предание»,
В. В. Набоков «Пасхальный дождь», Саша Черный «Пасхальный визит». У Леонида Андреева тоже есть пасхальные
рассказы: «Прекрасна жизнь для воскресших», «Гостинец», «В Сабурове», «Баргамот
и Гараська».
Говоря
о пасхальных традициях в русской литературе, нельзя не вспомнить о
«Запечатленном ангеле» Н. Лескова, нежном
и лиричном «Путь в Еммаус» Федора Сологуба. «Выбранные места из переписки с
друзьями» Гоголя завершаются главой «Светлое воскресение». И. Шмелёв в повести
«Лето Господне» показывает восприятие мальчиком праздника Пасхи.
А. П. Чехов написал рассказ о
бестолковой обывательской жизни в Прощеное воскресение («Накануне поста»), в
рассказе «На Страстной неделе» говорится о чуде детской исповеди, пробуждается
живое и трогательное христианское чувство в душе ребенка. В рассказе «Студент» вспоминают
о событиях Страстной седмицы, в «Архиерее» Чехов напомнил читателю о Христе, о смысле
истории и смысле жизни человека. В этих чеховских рассказах выражены общие для
пасхального рассказа умиление и упование на народную веру и русское
Православие.
А. Куприн
тоже написал немало рассказов на пасхальную тему: «Инна», «Святая ложь», «Бонза»,
«Пасхальные яйца». Откройте томик Куприна, и начните читать: «Это было в ночь под светлое Христово
Воскресенье…». Прочитайте
на Светлой неделе и рассказы Тэффи: «Пасхальный рассказ», «Кишмиш» «Светлый
праздник», «Семья разговляется», «Пасхальное дитя» - их можно читать вслух в
семейном кругу. Рассказы Аркадия Аверченко «Дебютанты (Пасхальный рассказ)» и
«Пасхальные советы» тоже относятся к пасхальным.
Пасха нашла отражение и в
творчестве таких поэтов, как А. Майков «Христос Воскрес!», С. Есенин «Пасхальный
благовест», К. Бальмонт «Вербы», И. Северянин «Пасха в Петербурге»…
Вот такие они разные –
пасхальные мотивы у наших классиков – светлые, грустные, поучительные и
заставляющие задуматься о жизни. У пасхального рассказа славное прошлое в
русской литературе. По понятным причинам он исчез из советской литературы, но
остался и еще долго держался в литературе русского зарубежья.
Читать полностью http://ru.calameo.com/books/0019758219acf10f38e8a?Status=update_ok
Спасибо, коллеги, мне такое тоже подходит
ОтветитьУдалить