четверг, 2 мая 2013 г.

Книжная выставка «Пасхальные мотивы в произведениях русских классиков»


Христианство не могло не оказать глубокого воздействия на мировую литературу. В западных христианских церквах главным праздником стало Рождество, в Православии – Пасха. И во многих произведениях русской литературы мы встречаем события Священной истории, церковные праздники.
Пасха дала русской литературе образы, мотивы, сюжеты, эпизоды и она дала жанр пасхального рассказа. Первым в этом жанре был А. С. Хомяков, который в 1844 году перевел на русский язык «Рождественскую песнь в прозе» Чарльза Диккенса и издал анонимно под новым характерным заглавием «Светлое Христово Воскресенье. Повесть для детей». Хомяков перенес место действия в Россию, дал героям русские имена, заменил Рождество Пасхой, что изменило смысл повести. Его герои радостно празднуют Пасху, красят яйца, разговляются пасхальным куличом.
Жанр пасхального рассказа уникален, он существует только в России. Пасхальные рассказы составляют целую традицию в русской литературе. Такие русские писатели, как Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Лесков, А. Чехов, Л. Андреев, А. Куприн, Ф. Сологуб, И. Шмелев, И. Бунин и многие другие в свои произведения включали события, происходящие или связанные с пасхальной неделей.
У одних авторов, как например – у Ф. Достоевского в романах «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Подросток», «Идиот», «Братья Карамазовы» возникает символическое значение праздника Пасхи. Светлое Воскресение не наступило – воскрешения героя не произошло в «Господах Головлевых» М. Салтыкова-Щедрина. Действие романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» происходит в течение Страстной недели и завершается накануне Пасхальной ночи, когда Воланд со свитой и главными героями покидают Москву: «Мессир! Суббота. Солнце склоняется. Нам пора».
При явном равнодушии к церковным праздникам пасхальный рассказ «После бала» написал Л. Толстой. Бал в этом рассказе случился в последний день масленицы – в Прощеное воскресение, накануне Великого Поста, который начинается Чистым понедельником. В романе Л. Толстого «Воскресение» грех с Катюшей Масловой Нехлюдов совершил именно на Пасху – праздник не остановил его и не просветлил его душу.
А вот и самые настоящие пасхальные рассказы: М. Салтыков-Щедрин «Христова ночь», Д. Григорович «Светлое Христово Воскресение. Пасхальное предание», В. В. Набоков «Пасхальный дождь», Саша Черный «Пасхальный визит». У Леонида Андреева тоже есть пасхальные рассказы: «Прекрасна жизнь для воскресших», «Гостинец», «В Сабурове», «Баргамот и Гараська».
Говоря о пасхальных традициях в русской литературе, нельзя не вспомнить о «Запечатленном ангеле» Н. Лескова, нежном и лиричном «Путь в Еммаус» Федора Сологуба. «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголя завершаются главой «Светлое воскресение». И. Шмелёв в повести «Лето Господне» показывает восприятие мальчиком праздника Пасхи.
А. П. Чехов написал рассказ о бестолковой обывательской жизни в Прощеное воскресение («Накануне поста»), в рассказе «На Страстной неделе» говорится о чуде детской исповеди, пробуждается живое и трогательное христианское чувство в душе ребенка. В рассказе «Студент» вспоминают о событиях Страстной седмицы, в «Архиерее» Чехов напомнил читателю о Христе, о смысле истории и смысле жизни человека. В этих чеховских рассказах выражены общие для пасхального рассказа умиление и упование на народную веру и русское Православие.
А. Куприн тоже написал немало рассказов на пасхальную тему: «Инна», «Святая ложь», «Бонза», «Пасхальные яйца». Откройте томик Куприна, и начните читать: «Это было в ночь под светлое Христово Воскресенье…». Прочитайте на Светлой неделе и рассказы Тэффи: «Пасхальный рассказ», «Кишмиш» «Светлый праздник», «Семья разговляется», «Пасхальное дитя» - их можно читать вслух в семейном кругу. Рассказы Аркадия Аверченко «Дебютанты (Пасхальный рассказ)» и «Пасхальные советы» тоже относятся к пасхальным.
Пасха нашла отражение и в творчестве таких поэтов, как А. Майков «Христос Воскрес!», С. Есенин «Пасхальный благовест», К. Бальмонт «Вербы», И. Северянин «Пасха в Петербурге»…
Вот такие они разные – пасхальные мотивы у наших классиков – светлые, грустные, поучительные и заставляющие задуматься о жизни. У пасхального рассказа славное прошлое в русской литературе. По понятным причинам он исчез из советской литературы, но остался и еще долго держался в литературе русского зарубежья.

Комментариев нет:

Отправить комментарий