понедельник, 13 мая 2013 г.

К 230-летию Черноморского флота. Корабли-герои - Краснознаменный санитарный транспорт «Львов»




Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1943 года за проявленную отвагу в боях против фашистских захватчиков, за доблесть и мужество экипажа санитарный транспорт «Львов» единственным из мобилизованных судов Народного комиссариата Морского Флота был награжден орденом Красного Знамени.
В 1928 году (по другим данным в августе 1933 года) по заказу испанской средиземноморской компании «Cia Trasmediterranea» на верфи «Union Naval de Levante SA» в Валенсии (Испания) под строительным № 21 был построен товаропассажирский теплоход «Ciudad de Tarragona» («Таррагона») водоизмещением 2470 тонн, дедвейтом 536 тонн, длиной 75,9 м, шириной 11,14 м и осадкой 5,2 метра. Два дизеля Круппа общей мощностью 1500 л. с. обеспечивали судну скорость хода в 12,5 узла (10,7 узла экономического хода). После ввода в эксплуатацию «Ciudad de Tarragona» совершал рейсы на Канарские острова, доставляя туда каждым рейсом 229 пассажиров и 264 тонны грузов.
"Таррагона"
В июле 1938 года во время гражданской войны в Испании теплоход прибыл в Одессу с детьми, вывезенными из порта Картахена. Выйти в обратный рейс «Таррагона» сразу не смогла – нуждалась в ремонте, а когда ремонт был закончен, идти стало некуда – в Испании уже победили фашисты. После конфискации судна советским правительством в счет долгов Испанской Республики за поставки оружия – предполагалось перевести его на Дальний Восток как «Транспорт № 3». Но из-за сложной международной обстановки рейс был отменен, и 30 октября 1939 года после включения в состав ЧГМП НКМФ, «Транспорт № 3» с новым названием «Львов» был поставлен на Крымско-Кавказскую линию. В свой последний предвоенный рейс «Львов» вышел из Одессы 20 июня 1941 года под командованием капитана И. Лукьяненко. В Керчи рейс прервался в связи с началом войны.
"Львов"-плавбаза
8 июля 1941 года корабль был мобилизован и переоборудован в плавучую базу подводных лодок. Использовался для обеспечения базирования малых подводных лодок типа «М» (плавбаза 7-го дивизиона 2-й бригады подводных лодок ЧФ) первоначально в Балаклаве, а с ноября 1941 г. - в Очамчире). Теплоход окрасили в шаровой цвет и вооружили. Вооружение: 1х1 76,2-мм, 4х1 45-мм, 2х1 20-мм орудия, 1х1 12,7-мм и 8х1 7,62-мм пулеметов.
В конце октября 1941 г. вражеские войска подошли к Севастополю и 3 ноября 1941 г. подводные лодки ушли из Балаклавы на Кавказ. На следующий день «Львов», погрузив на борт демонтированное оборудование береговой базы, перешел в Очамчире, где корпус плавбазы закамуфлировали. Функции плавбазы теплоход исполнял до декабря 1941 года.
17 декабря 1941 года «Львов» был переформирован в санитарный транспорт, на нем была развернута операционная и три перевязочных, а все имевшиеся помещения приспособили под палаты для раненых, транспорт стал совершать свои рейсы, названные впоследствии «огненными».
Помимо экипажа в 108 человек, согласно штатному расписанию, санитарному транспорту был придан медперсонал, состоявший из 5 врачей, 12 медсестер и 15 санитаров. Главные врачи - военврач 2 ранга С. И. Лещинский, майор медицинской службы Я. С. Полиновский. Заместителями командира по политической части были П. Замятин, В. Мазур.
На судно пришел и новый командир — старший лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Ушаков Валерий Николаевич, умный и храбрый офицер, прошедший путь от рядового матроса до капитана торгового флота. Он изучил все особенности управления кораблем и отработал с командой тактику быстрой швартовки, мгновенной разгрузки судна, погрузки и немедленного отхода в море. Эта тактика не раз выручала «Львов». Он организовал обучение стрельбе из зениток и освоил маневрирование судна на полном ходу для уклонения от торпедных атак.
В декабре 1941 года гитлеровцы предприняли очередной штурм Севастополя. Тысячи раненых в госпиталях и на обгоревших причалах ожидали эвакуации на Кавказ. Первые свои рейсы в качестве санитарного транспорта судно совершило в последних числах декабря 1941-го в осажденный фашистами Севастополь. Под массированным вражеским огнем защитникам города были доставлены боеприпасы и продовольствие, а обратно санитарный транспорт шел загруженный ранеными бойцами и остававшимися в городе детьми. Только за один декабрьский рейс 1941 года «Львов» доставил в осажденный Севастополь 16 вагонов продовольствия, а 4 января 1942 г. перебросил в главную базу части 386-й стрелковой дивизии. Уклонившись от атаки двух немецких торпедоносцев, «Львов» доставил в Севастополь 11 марта 1942 г. 362 солдата, 20 авиамоторов, 150 авиационных мин, 10 т минометных мин, 190 т боеприпасов и 60 т продовольствия. На обратном пути теплоход вновь эвакуирует раненых.
Враг подстерегал корабль не только на переходах морем, но и при стоянках в базах, во время погрузок. 9-11 апреля 1942 года, находясь в Новороссийске, «Львов» вынужден был несколько раз отходить от причала на рейд, уклоняясь от атак пикировщиков: 37 бомб сбросили в те дни немецкие самолеты на корабль, но ни одна из них не достигла цели. А на следующий день транспорт снова ушел в очередной рейс.
Доставив в Керчь 18 апреля 1942 г. пополнение и груз продовольствия, «Львов» за считанные минуты разгрузился и без промедления ушел в море, а через двадцать минут на место его стоянки обрушили свой груз тридцать немецких «юнкерсов».

Из записок-воспоминаний корабельного старшины Капшарь Николая Илларионовича: «В апреле и в первой половине мая 1942 года «Львов» совершил из Новороссийска 20 рейсов в Камыш-Бурун и Керчь. Это были тяжелые рейсы. На трассе Новороссийск-Анапа-Керчь днем и ночью не смолкал грохот пушечной канонады и разрыва бомб. Керченский пролив противник минировал и на каждое появившееся судно бросал десятки самолетов. Апрель 1942 года был одним из черных месяцев для Новороссийска. Несколько раз в день город и порт подвергался ожесточенным бомбардировкам… Запомнилось 19 апреля».

19 апреля 1942 г. во время швартовки судно вновь было атаковано большой группой самолетов противника. Внезапно появившись на бреющем полете, они устремились на «Львов». Но и на этот раз санитарный транспорт остался в строю, несмотря на то, что на нем были повреждены вспомогательные механизмы и нарушено электроснабжение. Аварийные партии самоотверженно вели борьбу за живучесть и в считанные минуты устранили повреждения.
Из записок-воспоминаний корабельного старшины Капшарь Николая Илларионовича: «…рядом с теплоходом взорвалось несколько 250 кг бомб, осколки бомб изрешетили корпус и стойки теплохода, проникли в машинное отделение и ранили моториста, перебили трубопровод и кабель. Погас свет, остановились главные и вспомогательные двигатели. «Включить аварийное освещение!» - скомандовал инженер-механик В. Миронов».

В таких условиях продолжалась выгрузка раненых с санитарного транспорта «Львов» на подошедшие к причалу машины. Из записок-воспоминаний корабельного старшины Капшарь Николая Илларионовича: «Во время бомбежки получил ранения командир корабля В. Ушаков, старший рулевой А. Бирюков и другие матросы, но никто не покинул своего места до тех пор, пока судно не пришвартовалось, и не были выгружены все раненые».
Талант командира и отличная выучка команды вновь спасли судно от гибели при налете германской авиации на Сухуми 15 августа 1942 года. Во время погрузки на борт снарядов и мин в транспорт попали две бомбы. Они разрушили кормовую надстройку, вызвали сильный пожар. 9 моряков было убито, 15 ранено. Экипаж, отражая атаки самолетов, справился с огнем и теплоход на буксире БТЩ «Защитник» 16 августа был уведен на ремонт в Поти. После выхода из ремонта почти ежедневно в течение трех недель судно испытывало на себе массированные удары гитлеровской авиации, господствовавшей в небе над Черным морем.
25 сентября 1942 г. на траверзе селения Хоста, расположенного между Сочи и Адлером, «Львов» подвергся нападению значительной группы вражеских бомбардировщиков и штурмовиков. Вода закипала от разрывов снарядов и авиабомб. В общей сложности на «Львов» было сброшено более сотни бомб. Судно, получившее множество повреждений и разрушений корпуса, стало тонуть. Отбиваясь от неприятеля остатками боеприпасов, моряки сумели направить горевший «Львов» к берегу и посадить его на мель. Фашистские летчики, которые сочли советское судно уничтоженным, просчитались. Моряки погасили огонь, заделали пробоины и откачали из трюмов воду. Подоспевший поздно ночью буксир «Меркурий» снял судно с мели и отбуксировал его на ремонт в Поти, а затем в Батуми. Ремонт был закончен к 27 января 1943 года.
18 февраля 1943 года на переходе из Сухуми в Геленджик «Львов» был атакован вражескими торпедными катерами. Всей мощью имевшегося на судне вооружения черноморцы обрушились на нападавшего врага. Понеся значительные потери, фашисты вынуждены были отступить. И так было почти в каждом походе. «Львов», действуя в прифронтовой полосе, доставил к линии фронта тысячи бойцов и командиров, большое количество боеприпасов и продовольствия.
Основные эвакорейсы из Севастополя - 12 (эвакуировано 2582 чел.), с Керченского полуострова - 10 (3844 чел.), между портами Кавказского побережья - 13 (6005 чел.). Общее количество эвакуированных - 12431 чел., из них - 6070 (48,8%) лежачих, максимальное количество за рейс - 616 чел., среднее - 355 человек.
Из записок-воспоминаний корабельного старшины Капшарь Николая Илларионовича: «По техническому паспорту теплохода на борт разрешалось брать 299 пассажиров и 264 тонн груза, а Ушаков 6 февраля 1942 года погрузил в Новороссийске 1050 человек…». Корабль отразил атаки более 900 гитлеровских самолетов и уклонился от сброшенных на него 730 авиабомб и 26 торпед. Зенитной артиллерией «Львова» было сбито и повреждено несколько самолетов противника, пытавшегося потопить корабль.
Из записок-воспоминаний корабельного старшины Капшарь Николая Илларионовича: «… экипажу «Львова» победа над врагом стоила многих жизней и крови – 17 моряков пали смертью храбрых, 45 были тяжело ранены».
"Львов" в Балаклаве. 1945 г.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1944 г. судно было расформировано.
После окончания войны израненное судно, в 1946 году возвращенное ЧГМП, поставили на капитальный ремонт. После его завершения теплоход «Львов» в 1947 году вышел в свой первый послевоенный рейс по маршруту Одесса – Батуми. В 1950 г. теплоход прошел очередной ремонт. 12 мая 1952 года теплоход в Одессе был передан в состав Азовского государственного морского пароходства. С этого времени он начал обслуживать пассажирскую линию Жданов – Сочи, а с 1955 года Одесса – Жданов – Сочи.
В 1964 году было принято решение о выводе судна из эксплуатации. 11 октября 1964 года «Львов» ушел в свой последний рейс по местам боевой славы. После этого теплоход был поставлен на отстой в Херсоне.
"Львов" после войны
Херсонский период жизни «Львова» начался весьма интересно: первоначально пароход был плавучим рестораном, потом – гостиницей, затем его передали в распоряжение юных моряков херсонской детской флотилии. Более десятка лет они постигали морское дело на его борту, пока корпус стоявшего на приколе судна окончательно не проржавел, и компетентная комиссия признала дальнейшую его эксплуатацию в качестве учебного достаточно опасной. 
В начале 1980-х годов «Львов» закончил свою службу и был отбуксирован на стоянку у причала ОСВОДа, в районе Гидропарка. Несколько лет некогда белоснежный, а ныне изъеденный коррозией корпус парохода одиноко и грустно умирал под летним зноем и слякотными херсонскими зимами. Пока, придя в полную негодность, не затонул. После подъема «Львова» службой АСПТР ЧМП, ему укрепили борта, заделали дыры и отбуксировали в Николаев на слом.
Так бы и закончил «Львов», преданный забвению свое существование, если бы руководители Черноморского морского пароходства совместно с ВМФ СССР не решили, что прошлое судна достойно памяти потомков. Во время работ по разделке корпуса фрагмент обшивки судна с деталями такелажа был вырезан, перевезен в Одессу и установлен во дворе Музея морского флота. Мемориальная доска, появившаяся рядом с новым экспонатом, рассказывала о героической судьбе парохода «Львов».

ТТД: водоизмещение полное 2468 т, стандартное -1927 т; длина 75,9 м, ширина 11,1 м, осадка 5,2 м; мощность главного дизеля 1500 л. с.; скорость хода максимальная 12,5 уз; дальность плавания 4650 миль. Вооружение: 1 76,2-мм, 4 45-мм и 2 20-мм орудия, 1 12,7-мм и 8 7,62-мм пулеметов.
Источники: записки-воспоминания старшины "Львова" - Капшарь Н. И. (24.09.1914 - 09.05.2005)

5 комментариев:

  1. по моему в 1974 г.называлась херсонская флотилия юных моряков,в которой я занимался в кружке радиотелеграфистов преподаватель Ищенко Григорий Дмитревич

    ОтветитьУдалить
  2. Мой прадед Мазур Василий Степанович служил на "Львове" и верно тут упоминается. Поражаюсь целеустремлённости и боевому духу матросов и командиров! Молодцы, прекрасно готовили тогда спецов.
    С 1978 года меня бабушка возила в морской музей в Одессе. К сожалению весь советский период он был закрыт на реконструкцию, а потом история уже изменилась, ну и теперь ехать туда вовсе не хочется. Страница войдёт в историю Украины " как мы просрали государство, подаренное Ульяновым, но виноваты москали и лично путин". Люди, проснитесь, вы же были великим народом, независимым, гордым, работящим! Наши предки плечо к плечу сражались, выручая нашу Родину! Никто её не разделял на свою и чужую. Задумайтесь, что с вами сделали, почему вы так изменились? В России до сих пор нет разделения по национальности, менталитету, языку. Зачем вы закрыли русские школы? Вы отрезаете население своей страны от значительной части научных знаний, свободы общения, технической документации. Конечно я понимаю к чему это сделано, ОНИ хотят стравить народ уничтожать друг друга, а Сэм наведёт свой порядок на освободившейся территории. Вспомните план Даллеса, слова Кипленга о бандерлогах...

    ОтветитьУдалить
  3. Я ТЕПЕРЬ ВЫПОЛНЯЮ ФИНАНСИОННО ИЗ-ЗА КРЕДИТА, ПОЛУЧЕННОГО МНЕ ОТ LFDS. Я хотел бы довести это до сведения общественности о том, как я связался с г-ном Бенджамином после того, как потерял работу и получил отказ в ссуде от банка и других лиц. финансовое учреждение из-за моего кредитного рейтинга. Я не мог платить за детей. Я задерживала оплату счетов, меня чуть не вышвырнули из дома из-за моей неспособности платить за квартиру. Именно в этот период моих детей забрали у меня приемные семьи. Затем я решил искать средства в Интернете, где я потерял 3670 долларов, которые я одолжил у друзей, которые меня украли две компании, занимающиеся онлайн-кредитованием. Пока я не прочитал о ссуде онлайн (247officedept@gmail.com) где-то в Интернете, я все еще не убедил меня из-за того, через что я прошел, пока мой родственник, который является духовенством, также не рассказал мне о текущей схеме ссуды в очень низкая процентная ставка 1.9 %% и прекрасные условия погашения без штрафа за просрочку платежа. У меня нет другого выбора, кроме как связаться с ними, что я сделал через текст + 1-989-394-3740, и г-н Бенджамин ответил мне. Этот день был для меня лучшим и величайшим днем ​​в моей жизни, который никогда не забудется, когда я получить кредитное уведомление о сумме кредита в размере 400 000 долларов США, на которую я подал заявку. Я эффективно использовал ссуду, чтобы выплатить долги и начать свой бизнес, и сегодня я и мои дети очень счастливы и довольны. Вы также можете связаться с ними по электронной почте: (247officedept@gmail.com) Горячая линия WhatsApptext: + 1-989-394-3740 Почему я это делаю? Я делаю это, чтобы спасти как можно больше нуждающихся в ссуде, чтобы не стать жертвой мошенничества в Интернете. Спасибо и благослови вас всех, я Александр Артем из БК Horizon Park, Украина.

    ОтветитьУдалить
  4. 31 мая 1944 г. судно было расформировано - НЕТ! Тут какая-то ошибка. В реале вот: "ЛЬВОВ" (1933г., 2470 брт) - мобилизован 23.6.41 - ПБ 7-го ДПЛ 2-й БПЛ (11.7.41-21.2.42), переоборудован в санитарный транспорт, с 9.6.44 вновь стал ПБ 4-го ДПЛ 2-й БПЛ

    ОтветитьУдалить