вторник, 30 апреля 2013 г.

Страстная неделя в народной традиции


Страстная неделя, в народе Страшная, – неделя наистрожайшего поста, неделя поминовения страданий Господних, тьмы и смерти, на смену которым неизменно приходит свет, спасение, воскресение – Пасха, подобно тому, как ночь озаряют лучи восходящего солнца, как ледяные оковы зимы отступают перед весенним теплом.
Встретив светлый праздник Входа Господня в Иерусалим с освященной вербой в руках, русский человек на следующий же день начинал готовиться к встрече Пасхи. В течение всей недели шла подготовка к главному празднику: мыли столы, скамейки, лавки, окна, двери. Белили печь, а то и стены. Выскабливали, вымывали пол, вытряхивали половики, перемывали посуду. С четверга до субботы шло приготовление у печи и во дворе: хозяйки пекли пасхальные куличи, красили яйца, запекали мясо; мужчины ставили качели, заготавливали дрова на время праздника. Все старались быть немногословными. Как и в течение всего поста, избегали громкого уличного пения, не было уличных игр и хороводов.
Чистый, Страшной, Великий понедельник
«Страшной понедельник на двор идет, всю дорогу вербой метет»
Начинается предпасхальная неделя («страстная седмица»). Тот, кто в Чистый понедельник искренне постится (не ест и не пьёт целый день), будет, как говорили на Витебщине, успешно находить летом птичьи гнезда. Избегали держать в доме в этот понедельник и вторник что-либо нечистое (из продуктов), чтобы на людей и говяду (скотину) не напала порча. Крестьяне говорили про этот день: «С великого понедельника до Великого Дня целая неделя, по горло бабам дела!»

Чистый вторник
Во вторник последней недели великого поста в селениях Тульской губернии сбирают из закромов семена льняные и конопляные вместе, толкут их в ступке и потом с водою готовят из них соченое молоко. Все это делается утром, до рассвета. Таким молоком на рассвете поят всех домашних животных, в предосторожность от будущих болезней. Здесь главное условие: мужчины не должны знать сего дела, а иначе оно будет без пользы. По замечаниям старушек известно, если животное не пьёт сочёного молока, то в нём нельзя ожидать никакого прока; оно бывает тогда уже или больным, или очарованным.
Страстная среда
В страстную среду обливают скотину снеговой водой. В некоторых уголках Восточного Полесья под вечер Чистого четверга готовилась «великая вечеря» из 12 постных блюд, на которой поминали умерших родственников. С вечера начинался и продолжался до самой Пасхи строгий пост.
В Белоруссии накануне Чистого четверга клали под крышу хлеб, соль и мыло. С тем хлебом на Юрия выгоняли скот из хлева, соль в дальнейшем использовали как средство от сглаза, а мылом назавтра до восхода солнца мылись в бане, чтобы быть чистыми (здоровыми) целый год. Если вынесенный хлеб за ночь замерзал, предполагали, что и яровые вымерзнут.
Чистый четверг
До восхода солнца («пока ворона своих детей не выкупала») вся семья должна искупаться, чтобы весь год не приставали болезни и недуги, а днём убирали воду, вывешивали сушить зимнюю одежду. Купались, стирались, всё мыли-перемывали. Резали поросёнка тоже до солнца, его сало считалось целебным.

В некоторых местах в этот день возжигали новый, молодой, «живой» огонь взамен старого и потерявшего силу. Для этого обычно приносили домой с вечернего богослужения горящую свечу, от которой зажигали лампады и огонь в печи. Иногда для добывания огня применялся весьма архаичный обряд – женатые мужчины при помощи деревянных палки и плашки добывали огонь. Огню, добытому в Великий четверг, приписывалась большая магическая сила. Та же магическая, целительная и защитная сила приписывалась и испечённому в этот день хлебу, и особо приготовленной соли. Многие ритуалы Великого четверга были связаны с «магией первого дня» и нацелены на удачу в личной жизни, хорошие урожаи, благополучие скота, защиту дома и крестьянского двора от злых сил.
Великий четверг считается великим днём обновления на предстоящий год всего крестьянского хозяйства. По утру все в доме встают до восхода солнца – «до петухов». Хозяйка в дымное окно «кличет скот» во двор, свойственной каждой породе кличкой до тех пор, пока какое-нибудь животное не подаст голос. Это принимается за признак того, что в наступающем году не падёт ни одно животное этой породы. Потом идёт она во двор и, прогнав вокруг столба коров, кормит и поит; далее вешает на передний угол дома голик (метлу, уличный веник) или худой лапоть для защиты цыплят от коршуна и других хищных птиц летом. Затем топит печь и печёт хлеб, чтобы не выводился он из закромов в течение года. Хозяин считает деньги, осматривает, передвигает, переставляет с места на место все хозяйственные орудия. Делает на реке новую прорубь, чистит рабочих лошадей, кормит и поит их. Если он охотник, то стреляет из ружья три раза в воздух (раньше выпускали в воздух три стрелы). Это делается для того, чтобы у него в течение года водились деньги и орудия сохранятся от поломки и потери; лошади будут крепки и охота будет удачна.
Молодежь шла в лес за можжевельником, татарником и пихтой. Можжевельник жгли в печи и привязывали к столбу близ печки, вместе с татарником подтыкали под матицу входной двери, из пихты делали помело. Можжевельник и татарник защищают от колдунов, пихтовое помело защищает печь от разрушения. Мужчины плетут лапти, верёвки, тешут топором; женщины прядут и шьют. Всё это делается для того, чтобы в течение года у них была возможность и желание заниматься этими работами. Затем старшие в семье ходят из дома в дом по гостям бражничать, чтобы иметь брагу в течение года и жить в довольстве и весело. Женщины в это утро замешивают соль на квасной гуще и бросают в затопленную печь. Эту соль называют «четверговой» солью. В случае недомогания её (как и «благовещенскую») употребляют в пищу и дают скоту для здоровья.
В этот день, а иногда раньше, повсеместно устанавливаются качели, захожими скоморохами устанавливаются балаганы. Главная забота Чистого четверга – подготовка к приготовлению творожной пасхи и куличей, окраска яиц.
Страстная пятница
Страстная пятница – самый скорбный день в церковном календаре: в пятницу перед Пасхой распяли Иисуса Христа. Запрет на основные женские и мужские работы, на пение.
В этот день, как и в остальные три дня до Великодня, не готовили обед, довольствуясь хлебом, капустой, огурцами. Также нельзя в этот день есть рыбу. Ни шить, ни прясть в этот день нельзя было. Считается большим грехом рубить дрова или что-либо тесать топором. В старину в сёлах в Страстную пятницу выполняли лишь две работы: пекли куличи (там, где не делали творожную пасху) и сажали рассаду капусты. Изготовление кулича особой формы связано с верой в чудодейственные возможности обрядовой освящённой еды. Кулич в печи накрывается веточками, которые потом сохраняют и, при необходимости, используют для обкуривания от нечисти.
Посеянный на Великую пятницу хлеб, как считали на Витебщине, не боится ни ветра, ни дождя, ни града. На Полесье же говорили, что если в Великую пятницу сеять горох – он очень хорошо уродит. О пятнице на страстной неделе говорили: «кто сию пятницу постится, тот человек от неприятелей и разбойников сохранён будет».
Страстная суббота
Страстная суббота – канун Великого дня. В субботу готовят крашенки – крашеные яйца. Яйцо, покрашенное в красный или жёлтый цвет – символ обновления жизни. Яйцо, по мнению славян, с его способностью превращаться в птицу, несло сакральный смысл. Люди видели в этом акте подтверждение своей веры в чудесную способность в перевоплощение. Эта способность могла перейти на всё, до чего касается яйцо.
Первое крашеное яйцо сохраняют и, когда необходимо, используют для лечебных целей. На Харьковщине принято сохранять скорлупу от освящённых яиц для лечения не только людей, но и скотины. Согласно преданиям, в освящённом яйце есть сорок милостей и в нём пребывает «Святой Дух». Наступить ногой на крашеное яйцо считается большим грехом. По мнению селян, его Бог покарает болезнью. Используют освящённые яйца и от разных недугов: кладут скорлупу на огонь и дымом обкуривают от куриной слепоты. Верят, что такое яйцо может успокоить зубную боль. У кого болит спина – зашивают яйцо в карман и носят при себе до тех пор, пока не пройдёт болезнь.
На Украине, особенно в Карпатах, к Великодню расписывают яйца сакральными узорами, такие яйца называют «писанками», в отличие от просто крашеных яиц – «крашенок». Искусство писанки – искусство обрядовое. Почитание писанки связано с поклонением Ладе – языческой богине любви, красоты, свадебного венца. Это чудесное расписное яйцо изначально создавалось как оберег рода, эмблема сватовства, магический календарь, обеспечивающий связь времён и поколений. Традиция писанки принадлежит славянам, искусство обрядовой росписи куриного яйца в науке принято считать первобытным, крестьянским, занятием сугубо женским, связанным с магией плодородия…
Предназначались писанки лишь для дарения. В Светлое Воскресенье, на заре, девушка, что на выданье, с писанкой в руке отправлялась в сад, к яблоньке, встречать утреннюю зарю. Она просила у зари красоты и здоровья, а затем, завернув писанку, предназначенную любимому, в платок, специально к этому случаю вышитый, дарила ему в знак любви и согласия стать супругой.
На Великую Субботу ещё в XX веке в некоторых деревнях Белоруссии соблюдался обряд, который дошёл из седой старины: 12 девушек, надевши белые рубашки, брали соху и с молитвою проводили ею борозду вокруг села – этим хотели, как бы отгородиться от всего лихого на целый год.
В Страстную субботу освящали в храмах кулич, пасху и крашеные яйца. В некоторых деревнях существовал обычай в этот день «закликать мороз», чтобы он не губил крестьянские посевы. Ритуал «закликания мороза» происходил утром. Хозяин или хозяйка выходили из дома с овсяным киселём, призывая мороз:
Мороз, мороз,
Ступай к нам кисель есть;
Не бей рожь и житарь,
А на посконь воля твоя.
После этого кисель «отдавали» морозу – выплёскивали на огород или улицу.
У русских известен запрет спать в пасхальную ночь, а также обыкновение купать или обливать водой тех, кто проспал всенощную. На Украине и в Белоруссии считалось, что в пасхальную ночь нельзя спать, иначе проспишь весь год, проведёшь его в полусонном состоянии, дети будут страдать от бессонницы. На западе Полесья, в Польше, Словении запрет спать во время всенощной мотивировался угрозой неурожая: верили, что у хозяина, заснувшего в пасхальную ночь, полягут рожь, пшеница и лен, поля зарастут сорняками. http://ru.wikipedia.org/wiki/Страстная_неделя_в_народной_традиции

Комментариев нет:

Отправить комментарий